Что такое парктроник: особенности выбора, достоинства и недостатки

Общеизвестна проблема парковки в большом городе – места катастрофически не хватает, и машины приходится ставить буквально в нескольких сантиметрах друг от друга. При взгляде на плотные ряды поставленных рядышком авто приходит мысль об опытных, не знающих ошибок и тонко чувствующих габариты водителях.

Однако это далеко не всегда так – просто многим из них в маневрах помогает парковочный радар, или парктроник. Эта сложная электронная система, без преувеличения, незаменима в условиях мегаполиса. Страхи и неуверенность водителя остаются позади – ему помогают проверенные технологии, электронные глаза и уши, приобретенные за небольшие деньги.

Устройство и принцип действия

Главная задача парктроника – облегчать парковку: он следит за расстоянием между кузовом авто и предметами вокруг. Если это расстояние слишком маленькое, грозит столкновение – система подает предупреждающий сигнал, и водитель корректирует скорость или траекторию движения.

Система состоит из нескольких частей. Это ультразвуковые датчики – их может два и больше, в большинстве случаев – от двух до восьми штук. Работает такое правило: чем больше датчиков, тем точнее, надежнее и эффективнее система. Два датчика могут не заметить, к примеру, вертикальный столбик, торчащую арматуру – если она расположена в мертвой зоне, не охваченной «электронным глазом».

Электронный блок управления – «мозг» всей системы, анализирующий информацию от датчиков. Исходя из полученных данных, ЭБУ выдает звуковую и (или) визуальную информацию о расстоянии от кузова авто до препятствия.

Еще один элемент системы отвечает за индикацию – это звуковой сигнал (бипер), световой сигнал (мигающие LED-лампочки), светодиодный либо ЖК-дисплей, на который выводятся данные. Есть варианты с выведением информации в виде проекции на лобовое стекло. Свет/звук/дисплей могут использоваться поодиночке либо все вместе.

Как работают все элементы в связке: ультразвуковой датчик генерирует импульс, который отражается от окружающих предметов и возвращается обратно. Приняв отраженный сигнал, система просчитывает время, за которое сигнал прошел до препятствия и вернулся обратно. На основании этих данных вычисляется расстояние до объектов вокруг. Водителю подается сигнал: чем ближе опасный предмет, тем чаще звучит бипер. Звук может быть разной частоты – при реакции передних и задних датчиков. Также удобно, если информация выводится на дисплей.

Стоит отметить, что, помимо ультразвуковых датчиков, получивших широкое распространение в России, существуют сканирующие лазерные дальномеры. Использование последних нецелесообразно для освещения слепых зон – из-за их дороговизны и проблем с загрязнением оптики.

Есть также варианты с электромагнитным датчиком – емкостные парковочные системы – но они не так популярны в России, как традиционные ультразвуковые. «Рабочим органом» такого парктроника является алюминиевая лента-антенна, которая крепится с внутренней стороны

бампера, поэтому его еще называют ленточным. Такой электромагнитный радар имеет преимущества: ему не страшны загрязнения и он не требует внесения технологических изменений в элементы кузова (не нужно сверлить отверстия).

При этом недостатки у него также имеются. Так, радар измеряет расстояние только тогда, когда оно меняется – то есть, во время движения. Как только машина останавливается, «пищалка» замолкает. Это может преподнести неприятные сюрпризы в ряде случаев. По отзывам водителей, тестирующих подобные устройства, их надежность также оставляет желать лучшего: в некоторых случаях парктроник замечал препятствие и реагировал слишком поздно.

Назначение и функции

Итак, умное и практичное оборудование – незаменимый помощник, позволяющий безопасно припарковать авто. Еще одно его назначение – дать возможность безопасно проехать по узкому участку.

В парктронике могут быть дополнительные функции:

  • возможность подключения видеокамеры заднего вида или монитора;
  • возможность выбора предупреждающего сигнала: светового, звукового, на дисплей или одновременно, причем отображение может быть не только прямым, но и перевернутым, зеркальным или перевернутым зеркальным, а громкость звукового оповещения можно регулировать;
  • настройка чувствительности датчиков – порог каждый автовладелец выставляет сам, ориентируясь на свои пожелания;
  • работа системы в автономном режиме, с выводом информации на светодиодный индикатор в цифровом виде и голосовым озвучиванием расстояния, что в значительной мере облегчает использование;
  • самодиагностика неисправностей при включении устройства;
  • опция памяти выносных элементов. За пределы бампера могут выступать фаркоп, запасное колесо либо другие элементы в зоне действия датчика, из-за чего возможны ложные срабатывания. Внесение в память устройства данных о внешних элементах позволяет предотвратить подобную ситуацию, и даст возможность оборудованию реагировать только на настоящие, реальные препятствия;
  • контроль слепых зон – работа датчиков настроена на такой алгоритм, что при движении система информирует водителя об обнаруженных опасных объектах в слепых зонах. Это важно не только при парковке, но и во время выполнения маневров по смене полосы движения, во время поворотов. «Умная» система способна отличить потенциальную опасность от предметов, которые не несут угрозы.

Помимо этого, система может быть укомплектована беспроводным дисплеем.

Как выбрать парковочную систему: рекомендации

На сегодняшний день выбор устройств-помощников в парковке очень велик, и тяжело сориентироваться, подобрать действительно хорошее устройство. При выборе нужно принимать во внимание несколько важных моментов.

Компания-производитель

Лучше всего покупать системы в автомагазинах (в том числе интернет-магазинах), где есть возможность получить информацию о товаре и советы и рекомендации продавца, который готов объяснить все нюансы.

Отдавать предпочтение лучше известным, проверенным брендам. Стоимость устройства не настолько велика, чтобы экономить на качестве. А от правильного срабатывания зависит целостность авто – и собственного, и чужого.

Количество датчиков

Имеет значение и количество датчиков. Самые простые и дешевые системы оснащены двумя, но для корректной работы заднего парктроника нужно 4 датчика. Впереди тоже лучше ставить 4, но можно обойтись и двумя.

Дальность действия

Дальность действия настраивается регулированием чувствительности. Дистанция срабатывания больше 1,5 м не является эффективной, тогда приборы «цепляют» дорожное покрытие. А вот дистанция в 80 см в большинстве случаев оптимальна.

Самодиагностика

Эксперты рекомендуют приобретать системы с возможностью самодиагностики: такая проверка проводится самим радаром каждый раз перед включением, и это минимизирует опасность несрабатывания какого-либо датчика перед препятствием или не прохождения сигнала из-за неисправности проводки.

Быстродействие и погрешность

Важным критерием выбора является быстродействие парктроника: в интенсивном трафике эта характеристика приобретает еще большее значение.

Кроме того, нужно учитывать погрешность. Этот параметр называется «точность измерения». В обычных условиях погрешность может составлять, к примеру, 10 см. То есть, когда парктроник сообщает, что расстояние до преграды, помехи полметра, то в реальности может быть и 40, и 50, и 60 см. Но если условия парковки стесненные, то точность измерения должна быть высокой.

Иные важные критерии

Качественное изделие должно исправно и стабильно работать в различных погодных условиях – при дожде, перепадах температур и т.д.

Вид оповещения каждый выбирает по своему вкусу, но следует знать, что самым эффективным является звук – именно звуковая индикация установлена во всех продуктах концернов «БМВ», «Рено», «Ауди» и других гигантов.

Дисплей, безусловно, удобен, но если не слишком перегружен информацией, иначе парковка будет более продолжительной по времени. Оптимальное расположение дисплея – у зеркала заднего вида, в зоне бокового зрения.

Если же решено приобрести камеру заднего вида, то у нее должна быть хорошая светочувствительность и большой угол обзора.

Учитываем недостатки систем

Теперь расскажем о недостатках парковочных систем, которые нужно учесть при выборе.

Первым назовем не слишком важный для большинства автовладельцев минус. Устройство нужно монтировать в передний и/или задний бампер, и оно будет заметно, потому следует подбирать датчики в цвет бамперов автомобиля. Соответственно, блок индикации подбирается в тон салону. Если же не датчики не накладные, а врезные – для их монтажа нужно сделать нишу в бампере.

Второй минус гораздо серьезнее. В определенных условиях парктроник может работать некорректно. Сбои в работе обеспечены, если датчики грязные, в снегу или во льду – тогда они просто не реагируют на препятствия. Выход один: регулярное очищение.

Сбои возможны также при низкой температуре (обычно «глючить» приборы начинает при -35 градусах) и при высокой (выше 50 градусов).

Некорректно показывать расстояние до объекта система может на неровной местности, со спусками, подъемами, а также в условиях большого количества помех, если рядом находятся звукоотражающие и звукопоглощающие объекты. Кроме того, вне поля зрения парктроника находятся открытые люки, ямы, тонкие и небольшие предметы, к примеру, натянутые цепи.

В случае буксировки прицепа не стоит надеяться на показатели задних датчиков.

В целом всегда нужно помнить, что главный в автомобиле – водитель, а парктроник лишь помогает ему.

После покупки важно проверить действие прибора: установить какое-либо препятствие и оценить реакцию системы на него.

Виды парктроников

Парковочные радары делятся на виды по нескольким критериям

По способу крепления датчиков:

  • накладные – датчики устанавливаются легко и быстро, они просто приклеиваются к бамперу. Способ крепления не отличается сверхвысокой надежностью, но позволяет минимально менять дизайн машины;
  • врезные – самые распространенные. Для их установки нужно сверлить технологические отверстия, производить покраску участков. При этом способ крепления – очень надежный.

Все эти способы могут комбинироваться в различных вариантах либо использоваться самостоятельно.

По месту установки:

  • со звуковым оповещением;
  • со световой индикацией;
  • с выведением информации на светодиодный дисплей с сегментированной шкалой либо на ЖК-дисплей.

По типу передачи сигналов водителю:

  • задние парктроники;
  • передние;
  • комбинированные модели, это совмещенная парковочная система, передние плюс задние.

Задние парктроники

В задних парктрониках датчики предназначены для установки на задний бампер. Такие системы пользуются наибольшим спросом. Обычно это 4 датчика, оборудование подключается к питанию фонарей заднего хода. Активация происходит при включении КП в положение для движения задним ходом.

Передние парктроники

В передних датчики устанавливаются, соответственно, на передний бампер авто. Устройства начинают работать при торможении. Впереди обзор у водителя лучше, чем сзади, потому для нормальной работы хватает и двух датчиков. Они отличаются от задних – менять местами не рекомендуется. Передние имеют в своей конструкции вход – могут подсоединяться к датчику скорости. Это делается для того, чтобы при движении, когда скорость превышает, к примеру, 20 км/ч, парковочная система отключалась. И уже во время поездки радар не будет реагировать на окружающие объекты.

Таким образом, задние парктроники можно поставить на передний бампер – однако их нужно будет каждый раз вручную (кнопкой) включать и выключать, иначе при езде будут постоянные ложные срабатывания.

К тому же, ЭБУ не рассчитано на установку под капот, и проводов задних парктроников просто не хватит для подключения на переднем капоте.

Радиус действия у задних обычно больше чем у передних – и при установке задних вперед такое расстояние восприятия помех будет просто избыточным.

Комбинированные парковочные радары

Общий комплект из задних и передних парктроников имеет единый электронный блок управления, обычно в комплект входят 6 или 8 датчиков – 4 для заднего бампера и 2 либо 4 – для переднего. Кроме того, в некоторых системах возможна установка устройств по бокам – по углам. Сигналы бипера в таких системах обычно настраиваются на разное звучание, чтобы было сразу, по звуку бипера, понятно – потенциальная опасность сзади или впереди. Кроме того, может быть один экран или два дисплея.

Комбинированные парковочные радары хорошо охватывают территорию, они надежны, позволяют безопасно производить маневры, но стоят дороже обычных задних.

Такие системы пользуются особым спросом у двух категорий водителей – новичков, которые еще не очень хорошо чувствуют габариты машины, а также у владельцев внедорожников и других авто с высокой посадкой водителя.

Парковочная система с камерой заднего вида

Самым дорогим и, безусловно, комфортным, является парковочный радар с камерой заднего вида. В таких моделях дисплей может быть выведен отдельно либо же экран может устанавливаться вместо зеркала заднего вида. При выборе такого варианта решающее значение имеет качество изображения, что передается с камеры заднего вида под разными углами обзора.

Парктроник с экраном вместо зеркала, по отзывам водителей, очень удобен в применении. Сам дисплей имеет зеркальную поверхность, и в выключенном состоянии представляет собой просто зеркало. Поверхность такого экрана должна быть без изъянов, в «режиме зеркала» не должно быть каких-либо искажений изображения.

Некоторые модели обладают возможностью ночной съемки. Камера передает изображение хорошего качества даже в темное время суток, и это положительным образом сказывается на безопасности различного рода маневров ночью. Учитывая, что и осенью, и весной темнота наступает рано, эта функция весьма полезна не только для тех, кто любит кататься по ночам.

Беспроводные устройства

Датчики не обязательно должны подсоединяться к блоку управления проводами – есть беспроводные устройства. Радиосигнал обрабатывается в блоке управления и оттуда поступает водителю в виде звука, света, изображения. Такое устройство позволяет не подключать провода. Помимо легкости монтажа, оборудование занимает меньше места.

В остальном беспроводные устройства мало чем отличаются – они имеют удобный интерфейс, разные варианты оповещения, одной из эффективных опций беспроводного парктроника может быть камера заднего вида. Надежность также зависит от количества и чувствительности датчиков.

Стоимость такого комплекта без проводов незначительно выше традиционного, с проводами. При этом есть возможность сэкономить на установке: ведь не требуется тянуть провода от каждого датчика к блоку управления.

Отметим, что радиус действия радара достаточно большой, что позволяет оснастить им не только легковой автомобиль, но и микроавтобус или грузовик.

Особенности установки

Монтаж, как правило, не представляет особых трудностей, и может быть произведен самостоятельно либо в автосалоне. Основные этапы – это закрепление датчиков (врезных или накладных), протягивание проводов от датчиков в салон и подключение к ЭБУ и электрике. Нельзя располагать электронное устройство управления рядом с иными электронными устройствами авто, во избежание помех для работы.

Главное в работе – не нарушить работу электрооборудования машины. Если есть сомнения в своих силах, лучше доверить монтаж автомеханику-профессионалу.

Беспроводные парктроники устанавливаются без этапа протягивания проводов.

О ценах и качестве

В заключение отметим, что парктроник – это недорогое и практичное оборудование. Конечно же, есть сегмент премиум-класса, где представлены модели ценой в 20 тысяч рублей.

При этом хорошие, качественные и проверенные (о чем говорят отзывы водителей) устройства находятся в среднем ценовом сегменте. Кроме того, многие широко известные компании предлагают отличные радары в бюджетной линейке.

Единственное: лучше покупать именно фирменное оборудование. Причина в том, что у дешевых моделей – копий известных брендов часто выходят из строя датчики, а их ремонт и установка стоят денег. Стоит учесть также затраты по времени. Поэтому эксперты рекомендуют устанавливать сразу качественные парковочные системы, которые позволят совершать маневры, парковаться без проблем и лишних переживаний.

Возврат к списку