Выбираем биксенон

Биксенон

Способы освещения дороги перед автомобилем постоянно модернизируются и совершенствуются. На смену лампам накаливания и галогеновым излучателям пришли ксеноновые источники освещения. Концепция газоразрядных ламп была разработана концерном Philips с целью увеличения яркости освещения и впервые появилась в серийных автомобильных фарах в 1992 году. Ксеноновые излучатели не имеют нитей накаливания. Свечение газа производится в результате прохождения импульса с высоким напряжением между двумя электродами. Мощность такой лампы до 3 раз превышает аналогичный показатель галогенового освещения.

Ксенон характеризуется постоянным излучением, яркость и направление которого водитель поменять не может. Для изменения режима свечения используется биксеноновый модуль с механизмом в виде подвижной шторки-рефлектора, которая при регулировке закрывает разные участки самой лампы. Альтернативным техническим решением является изменение фокусного расстояния в варианте «плавающая колба».

Преимущества

  • Эффективность освещения. В сравнение с галогеном ксенон характеризуется более высокой яркостью и комфортным для человеческого глаза спектром. Помимо этого, специфика ксенонового излучения позволяет формировать направленный поток света в условиях атмосферных осадков (тумана, дождя и т.д.), так как луч не рассеивается в капельках влаги, а проникает в их толщу. При этом увеличивается и освещаемый участок дороги, так как пучок света от ксеноновых ламп значительно шире, чем у аналогов.
  • Значительный срок службы. Конструкция газоразрядных ламп исключает наиболее слабое звено — спирали накаливания, подверженной механическому износу в силу постоянной тряски на ухабах и ямах. Это увеличивает срок эксплуатации излучающего элемента на несколько лет (3000 часов работы ксенонового осветительного элемента против 400+ часов — у галогеновой фары).
  • Низкое энергопотребление. Одна ксеноновая лампа потребляет порядка 35 Вт электричества против 55 Вт и более у альтернативных осветительных приборов.
  • Незначительная теплоотдача. Из потребляемой ксеноновой лампой энергии только порядка 7% перерабатывается в тепло. Это позволяет минимизировать нагрев фары, который приводит к риску образования трещин при перепадах температур и усложняет ее очищение от грязи с помощью штатных омывателей.

Специфика выбора

  • Конструкция фары. При выборе осветительных приборов необходимо учитывать особенности конкретного автомобиля. При наличии моноблочных фар все излучатели размещаются в едином модуле. В разнесенной конфигурации как ближний, так и дальний свет представляют собой отдельные лампы. Таким образом, биксеноновые модели используются в моноблочных модулях, а для простых фар подойдет типовой ксенон. 
  • Помимо этого, внесения изменений может потребовать конструкция самой фары. Перед установкой ксенона в модель, спроектированную под галогеновый излучатель, в нее монтируется собирательная линза, а рассеиватель полируется с целью удаления точек преломления.
  • Цветовая температура. Этот фактор влияет на оттенок свечения (от желтоватого галогена к нейтрально-белому дневному ксенону).
  • Диаметр цоколя. Этот фактор указывает на совместимость с посадочным местом в фаре и разъемами кабелей блока розжига.
  • Комплектация. Биксеноновые излучатели оснащаются одним управляющим устройством для каждого из типов свечения (ближний-дальний свет). Простой ксенон требует отдельного блока розжига для каждой лампы и для каждого режима освещения.

Юридическая сторона вопроса

Согласно действующему техническому регламенту, эксплуатация ксеноновых ламп в автомобилях разрешается в следующих ситуациях.

Конкретная модель транспортного средства с завода оснащена штатным ксеноном. В этом случае цоколи маркируются аббревиатурами, начинающимися на D (DCR, DR, DC).

Конструкция фар конкретного автомобиля изначально предусматривает возможность замены штатных излучателей на ксеноновые. В этом случае в техпаспорте делается соответствующая пометка.

Во всех остальных случаях решение владельца установить оптику, не соответствующую рекомендациям производителя по режиму эксплуатации или оттенку свечения, считается вмешательством в конструкцию транспортного средства и подлежит административному взысканию с обязательным условием устранения самовольной доработки. Данное положение связано с тем, что ксеноновые излучатели являются источником потенциальной опасности возникновения пожара из-за высокого напряжения. Помимо этого, несертифицированные фары могут создавать помехи встречному потоку из-за некорректно настроенного рассеивания светового потока.

Возврат к списку